Анатолий Белкин (anatbel) wrote,
Анатолий Белкин
anatbel

Category:

Струн вещих пламенные звуки до мозга моего дошли

...
Как хорошо известно моим друзьям, со слухом у меня неважно, мягко говоря; однако хорошую музыку слушать люблю и испытываю особое удовольствие, если могу узнать то, что слышу. Бывает это, увы, довольно редко - чаще скребу в затылке, мучительно вспоминая, что же это играют, такое знакомое... Но тем  приятнее, когда узнаю.
И вот вчера, по наущению любезной супруги, посетил дивный концерт в Музее Чайковского на Кудринской.
Собственно, это уже второй концерт цикла, будут и еще - пользуясь случаем, рекомендую.
Великолепные голоса - от головокружительно высокого колоратурного сопрано до изысканного сильного меццо, скрипки, фортепиано - выше всяких похвал, и красивый танцевальный дуэт, исполнявший грациозные па. И, разумеется, чудесная музыка. В общем, "был замечательный концерт, я не скучал нисколько" (с).

Но я не только об этом.
Вот ведущий объявляет вальс Шопена си-диез минор. Что ж, отлично, но я, честно, не помню, что это за вальс (тем более, что у Шопена есть и си-минорный вальс, да и в программке, кстати, значился именно он, но его заменили). Эту самую си-диез-минорность мне на слух различить явно слабо, да и мало ли в Бразилии Педров у Шопена вальсов!
Начинают играть - э-э, братцы, да это ж знаменитая вещь! Это я знаю и помню, но по такому названию не опознаю ни в жисть.
Ладно. Далее вальс Луиджи Ардити - тоже композитор известный, хоть до известности Шопена ему и далековато. Но вальс "Поцелуй" в памяти отложен (как забудешь вальс с таким названием!) - и его приятно узнать.
Дальше - опять Шопен, на этот раз вальс фа мажор. Очень приятная, немного бравурная, виртуозная вещь. Раньше никогда не слышал, да и впредь с таким названием явно не запомню и впредь не узнаю. Беда...
Опять Ардити, прекрасный вальс "Офелия". Никогда раньше не слышал, но теперь уж точно не забуду - чудесная вещь, яркое название. Увижу в какой-то будущей программке - обрадуюсь, как старому знакомцу.
Смекаете, братцы, куда клоню?
Наконец, в финале анонсирован замечательный, лукавый, искрящийся штраусовский вальс "Весенние голоса".
О, старина Шани понимал, в чем суть! Зал уже ждёт этого вальса, все помнят, что это такое (не только я, скудноухий, а все!), все заранее радуются, предвкушают. Исполнение, кстати, было потрясающим!

Вот, собственно, о чем я. Музыкальное произведение ДОЛЖНО иметь яркое, запоминающееся название. Это же азы маркетинга: как яхту назовешь, так она и поплывет!
"Богатырская симфония", "Лунная соната", "Трик-трак-полька", "Прощание с Родиной" - это точно не забудешь. А скучный вальс си-бемоль минор опус такой-то - это просто пшик, а не название. Какое это название - это просто тактико-техническая характеристика. Всё равно что вместо "Сикстинской мадонны" объявить: Рафаэль. Холст, масло. 256×196 см". :)

Мне тут говорили, что у стихов тоже название есть не всегда.
Отнюдь! Нет явного названия - не беда: первая строчка его заменит, ее и признают названием.
С музыкой это не прокатит - она невербальна, первые такты в заголовок не поставишь.

Вот композиторы, имейте это в виду. Vox populi, ткскть.
Нет названия - никто, кроме таких же снобов, как вы, ничего и не запомнит. :)
Tags: Мысли вслух, Окружающая жизнь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments