Анатолий Белкин (anatbel) wrote,
Анатолий Белкин
anatbel

Categories:

Мысли о наболевшем - 5

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4


5. Обучение в вузе.

Сам процесс обучения и преподавания в вузе сейчас устроен довольно странно.

Начнём с учебных программ.
За последние два-три года в обоих местах, где я сейчас преподаю (МГУПИ и МИИТ), меня просто задолбали требованиями в очередной раз переделать и подрихтовать то рабочую программу по тому или иному читаемому мной курсу, то пресловутый учебно-методический комплекс по тем же курсам (но, видимо, для другого контингента студентов). Разница между ними чисто формальная, а доработка связана с перелицовкой многочисленных никому не нужных таблиц и придумыванием красивых слов в соответствии с новыми установками руководства (причем не только министерского, но и внутриинститутского).
Все это сильно напоминает бессмертную шутку насчет того, как правильно произносить the table согласно последней инструкции ВЦСПС.
В итоге после грозных напоминаний о необходимости доделки/переделки очередной программы преподаватель лезет в интернет и тупо сдувает оттуда что-то похожее, доводя и обстругивая это что-то сообразно очередным инструкциям ВЦСПС.
Интернет, кстати, пестрит "программами" и "УМК", похожими, как близнецы-братья.

Кому нужен этот мартышкин труд?
Разве все еще кому-то непонятно, что базовая программа по дисциплине, изучаемой по всей стране, должна быть единой для всей страны?
И разрабатывать её должно министерство - силами своего методического управления.
Объявить тендер на разработку очередной программы, выделить под это дело небольшую, но достойную сумму, выбрать небольшой коллектив разработчиков - и через два месяца вуаля!
Программа, естественно, должна включать в себя цели и задачи изучения дисциплины; её место в общем курсе вузовского обучения (включая указание на то, что должно изучаться ДО нее, а что - ПОСЛЕ); программу изучения с примерной раскладкой по часам; указания и рекомендации по проведению семинаров и практических занятий; вопросы, выносимые на зачёт/экзамен, базовый список литературы.
Время от времени (скажем, раз в пять лет, в зависимости от конкретной дисциплины частота может быть различной) программа обновляется таким же путём.

Что же остаётся собственно на долю профессора, ведущего курс? Кое-что, оказывается, остаётся.
Во-первых, базовая программа должна покрывать не весь курс, а лишь бОльшую его часть. По моим представлениям, процентов 85. Остальную часть ведущий курс преподаватель заполняет по своему усмотрению: каким-то вопросам уделяет отдельное или углублённое внимание, добавляет дополнительную проблематику, литературу, проводит авторские семинары или коллоквиумы и т.д.
Простор для самодеятельной активности есть, а вот тупой формальной отчётности - минимум.

Заметим, что сейчас нет ничего похожего, и результаты плачевны.
Масса сил уходит вынужденно на тупые формальности, а итог только хуже.
Приведу буквально пару примеров из личного опыта.

В прошлом году, заканчивая чтение курса уголовного процесса будущим специалистам в МИИТ (на этот предмет традиционно отводится два семестра), я коснулся вопроса о том, как будет устроен экзамен. Тут неожиданно ребята мне удивлённо заявили: какой это ещё экзамен, у нас зачёт! Настал мой черёд удивляться, однако произведенное расследование тут же показало, что этому потоку курс должен читаться не два семестра, а три! И я узнаЮ об этом лишь тогда, когда практически весь материал уже пройден!
На мои удивленные вопросы учебный отдел ответа не дал и не смог даже объяснить, как это согласуется со вроде бы имеющимися пресловутыми УМК и почему не согласовано хотя бы со мной.
Ну, я нашел, конечно, что рассказать ребятам и в этом, третьем семестре, но куда это вообще годится?
Забавно, что тот же курс для бакалавров по-прежнему читается (мной же) в два семестра.

Существующие нормы (обструганные довольно угодливо под пресловутую болонскую систему) требуют уделять особое внимание семинарам и практическим занятиям, лекции же заметно отодвинуты на задний план. Какие еще практические занятия по уголовному процессу? Дать им судить друг друга, что ли?
Да и семинары по такой дисциплине возможны (еще как!) лишь после того, как будет "начитан" достаточный объем материала.
Однако учебный отдел МИИТ, составляя расписание на семестр, лепит мне безумное количество семинаров с самого начала, когда ничего еще не рассказано и обсуждать нечего. Приходится проводить псевдо-лекции (читать под видом семинаров каждой группе отдельно один и тот же материал) - опять идиотизм. Правда, учебный отдел не возражает (семинар оплачивается скуднее).

Заметим, что единая базовая программа, составленная специалистами в данной конкретной дисциплине, могла бы куда более тонко и дифференцированно подходить к соотношению объема лекционных и семинарских часов.

В другом моём вузе умудрились в итоге запузырить (другого слова не подберу) занятия по прокурорскому надзору студентам второго курса бакалавриата. И это при том, что сия дисциплина - по сути, итоговая в курсе юриспруденции, ее невозможно изучать до уголовного, гражданского, административного права и их процессуальных аспектов. На мой вопрос, кто ж это так подсуетился, выяснилось, что расписание составлял именно тот аффтар, который за месяц до того осчастливил наш вуз толстой методичкой - инструкцией о том, как надо готовить все те же УМК. Похоже, сам он эти УМК (в которых худо-бедно требуется указать место предмета в общем строю) так и не читал.
Кстати, от нас, конечно, потребовали срочно отрихтовать УМК по этой инструкции, но тут уж я просто взбунтовался, пошел к проректору по учебной работе и заявил, что по новому стандарту все уже было переделано, а инструкции - это личное дело аффтара. Слава богу, проректор наш вполне разумный и симпатичный человек (опять же, профессор профессору глаз не выклюет :)) - ограничился пожеланием "исправить то, что считаете нужным".
Но это я могу себе позволить пойти к проректору, а кто-то другой ведь не пойдет, верно?

В общем, ситуация с учебными программами требует срочного, немедленного вмешательства.
И полагаю, что в других дисциплинах она не лучше.

Продолжение следует.
Tags: Мысли вслух, Окружающая жизнь, Труды и дни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments