Анатолий Белкин (anatbel) wrote,
Анатолий Белкин
anatbel

Category:

Мысли о наболевшем - 1

...
Вот и закончился еще один семестр.
Правда, приём экзамена еще впереди, но общего впечатления от окружающей университетской действительности это уже не изменит.
И впечатление это удручающее. И даже более чем удручающее.


Собственно, я всю жизнь преподаю; но последние полтора десятка лет я интенсивно занимаюсь именно и в основном преподаванием. И дегенерация, вырождение, развал отечественного высшего образования несомненны, они налицо, они видны и студентам, и профессорам. Думаю, что и министерству тоже, однако продолжается засовывание головы в песок и реформирование непонятно в какую сторону.
Практически всё, что напридумывали горе-реформаторы, резко ухудшает и без того плохое положение дел.
Конспирологи даже выдвигают уже теории, что речь, мол, должна идти уже о том, что образование целенаправленно портят, снижают его уровень, поскольку темным, косным народишком управлять не в пример ловчей и способней.
Ещё немного - и я смогу в это поверить.

Рискну сказать, что реформа уже не поможет. Она опоздала.
Нужна решительная, кардинальная ломка всего этого идиотизма, который называют системой высшего образования, и перестройка ее на совершенно иной основе, использующей то хорошее, что было в советской системе (а оно было).

Целью перестройки должно быть достижение совсем иного, реально достойного уровня высшего образования и резкое повышение значимости, социальной ценности и общественного статуса человека, таким образованием обладающего.
Это должно быть именно высшее образование, и получить его должно быть нелегко.
Но и доступно при этом оно должно быть всем, имеющим к этому желание и способности.
А вовсе не всем вообще, как сейчас.

Обилие непонятно каких заведений, формально дающих своим выпускникам те же права, что и хороший университет, снижает ценность образования уже не только для их выпускников, но и для общества в целом. Дошло до того, что абитуриентских мест больше, чем выпускников школ, - о каком конкурсе при этом можно говорить? Вузы соревнуются в заманивании к себе подростков, и целью этих "вузов" является чаще всего просто заколачивание бабок. Студентам этих горе-заведений, в свою очередь, на учебу наплевать - они уверены, что, раз деньги уплочены, им обязаны в свое время выдать диплом. И так оно и происходит. Даже откровенных лодырей, даже дебилов, не могущих связать двух слов, отчислять нигде уже нельзя - ведь это живые деньги.

До окончательного краха системы образования остались буквально считанные дни. Необходимы решительные, натурально хирургические меры.

Я много думал об этих проблемах. Попробую кое-что предложить.
Но в один пост это не влезет - будет продолжение. И не одно.
Итак.

1. Высшее образование должно быть только очным.

Вечернее и заочное обучение давно продемонстрировало свою полную бессмысленность и бездарность.
Время, предоставляемое вечерникам на аудиторное изучение предмета, впятеро, вдесятеро меньше продолжительности нормального университетского курса. К тому же, посещаемость крайне низка, фактически постоянны ситуации, когда приходит один человек из всей группы (а то и никто не приходит). Эффективность восприятия материала поздним вечером также крайне низка (тем более что и читать приходится с пятое на десятое, поскольку времени крайне мало).
У заочников эти проблемы еще тягостнее.

Самое скверное - то, что при этом все старательно делают вид, что люди получают нормальное высшее образование, не хуже, чем другие. На самом же деле - пшик. Никакого образования они не получают, только деньги платят.
И за эти деньги в итоге получают корочки, ксиву, бумажку. Назвать это дипломом - просто смех и грех.
Чем это лучше покупки фальшивого диплома в подземном переходе? Ничем. Там даже дешевле.
А здесь зато - официальнее.
Фактически, под видом вечернего/заочного высшего образования происходит массовая выдача липовых, фальшивых дипломов, крышуемая всей системой.
Кому нужна эта всероссийская липа?

Мне могут возразить, что есть, есть пусть немногие, но все же желающие учиться люди, настойчиво тянущиеся именно к знаниям.
Да, несомненно. Чего там - я сам так учился. У медиков есть хорошая поговорка: "Если пациент хочет жить - медицина бессильна!"
Для таких людей следует сохранить возможность экстерната. Их не будет много.
Экстернат - бесплатный, не ограниченный во времени, с однажды продуманными и выложенными в сеть программами курса, списками литературы, заданиями и контрольными вопросами. Освоил курс - сдаешь по нему очно серьезный экзамен. Сдал все курсы, подготовил и защитил дипломную работу - вот тут получи заслуженный диплом. Еще раз повторю, что таких людей не будет много, но ими надо дорожить.
Впрочем, сдача экзаменов и подготовка дипломной работы могут быть и платными, тут возможны варианты. В любом случае это должно быть на порядок дешевле, чем нынешние бешеные деньги, которые тянут ни за что с вечерников и заочников.

Итак, только очно. Очно и всерьёз. Сейчас еще появилась модная напасть, именуемая СУР - совмещение учебы с работой.
Фактически такая же чушь, как и вечернее обучение. Видел я этих СУРовцев. Думаю, что работают они не намного лучше, чем учатся, но учатся они никак. Приходят на зачёт/экзамен и клянчат: ой, я работаю, мне некогда...
Нет уж, служить - так не картавить, а картавить - так не служить.
Водитель, помни: если одной рукой ты держишь руль, а другой обнимаешь девушку - и то и другое ты делаешь плохо.
О т.н. втором высшем образовании ниже тоже будет сказано.

Продолжение следует.
Tags: Мысли вслух, Окружающая жизнь, Труды и дни
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments