Анатолий Белкин (anatbel) wrote,
Анатолий Белкин
anatbel

Я список кораблей...

...
За минувший год мы фактически дважды были в круизах, причем в более или менее сходных климатических условиях и на лайнерах одного класса: на американском Vision of the Seas (компания Royal Caribbean) - по Северному и Норвежскому морям - и итальянском MSC Opera (компания MSC) - по Северному морю и Бискайскому заливу. Можно и сравнить, - глядишь, кому-то и пригодится.

Итак.
1. Без сомнения, и то и другое было просто замечательно. Вообще, круиз на западном лайнере оставляет потрясающее впечатление. Комфорт, сервис, интересно, вкусно, бездна новых впечатлений.
Думаю, это касается и других известных мне компаний - Costa Cruises, Princess Cruises и др.

2. В обоих случаях каюты были очень удобны (хоть и без окна - впрочем, я не вижу особой радости в наличии еще и окна-иллюминатора, которое и открыть-то нельзя, огромное зеркало вместо него куда интереснее; правда, бывают еще и каюты-сьюты с балконом, но они гораздо дороже), сервис в каютах - потрясающий, сплошное дружелюбие и готовность что-то сделать. Итальянские горничные (в основном, азиаты и мулаты обоих полов) вообще каким-то образом ухитрялись проникать в каюту без нас по несколько раз на дню: утром - убрать, днем - еще раз что-то убрать и подтянуть, вечером - расстелить постели, благо мы обычно бывали все же вне каюты.
Информация о предстоящем дне, его расписании и пр. тоже заблаговременно и как часы доставляется прямо в каюты.

3. Без знания хоть какого-то иностранного языка в круизах трудновато. Весь персонал и команда обычно интернациональны, они бойко болтают по-английски, -французски, -испански, -немецки (а у итальянцев - ессно, и по-итальянски). Нашелся, правда на reception и русскоговорящий украинец, была аналогичная официатка (латвийская) в одном из баров, но это не обязательно. Конечно, иногда бывают в круизах и русские тургруппы, но это, по большому счету, редкость, найти их нелегко, а подбирать поездку хочется все же по иным принципам - в первую голову, по ее срокам и маршруту.
Впрочем, у нас с этим проблем особых не было, так что это так, к слову.

4. С кормлением пассажиров дело поставлено ОЧЕНЬ серьезно. У янки вообще подкрепиться можно было круглосуточно, хотя в вечернее и ночное время в наличии на верхней палубе бывали разве что хот-доги, пицца, гамбургеры, кола и прочий junk-food (но всё же!). В урочное же время был прекрасный завтрак и ланч в ресторанах на выбор (и как шведский стол, и à la carte), а уж торжественный ужин (dinner) просто не оставлял желать лучшего (при этом после роскошного dinner'а народец еще шастал наверх и жрал - другого слова не подберу! - пиццу и картошку с гамбургерами).
Но италийцы сумели переплюнуть янки по части дивного питания. Ночью они, правда, не кормили, зато обеды и ужины были такие, что просто больно вспоминать. К ужину подавалось меню на пяти языках (без русского, синьоры!), следовало заказать что-то из каждой перемены (ну, полного перечня я осилить все равно не мог), а перемен этих - аж восемь: starters - salads - antipasti - soups - pasta - main courses (сиречь горячее, основное блюдо) - fromage (то бишь сыры) - desserts и кофе. Потом заказанное торжественно и не спеша приносят респектабельно одетые официанты. Dinner длится часа два. Кр-расота.
У италийцев было еще несколько козырей по части еды-питья. Во-первых, кофе. Американский кофе был откровенно нехорош, разве что в одном баре варили пристойный напиток; но и там он был на старбаксовский лад - очень сильно обжарен, очень горек, что Рите не нравится. Зато итальянский кофе везде был очень хорош и вкусен. И дёшев (в баре чашка эспрессо или американо обходилась в 1.10 евро при отменном качестве и достаточном количестве). Во-вторых, десерты. Американские десерты были хороши, но слишком сладки, а мороженое - просто невкусное. У итальянцев с этим делом был полнейший порядок. Особенно хорош был сорбет.
Зато у американцев был богатый выбор фруктов утром и днем (хотя и итальянцы исправно выставляли отличные дыни, сливы, персики и др.) и больше всяких морепродуктов. И соки были значительно лучше.
Тем не менее, оба корабля по этой части заслуживают оценки "отлично", а Opera - так и с плюсом.

5. По вечерам в таких круизах - театральная программа в специальных залах на корме (натуральный театральный зал, и очень большой). Обычно это что-то типа варьете, причем очень высокого класса.
На американском корабле было немало скетчей, что, учитывая быструю и не всегда суперлитературную речь исполнителей (да еще быстро повторяющих главное на др. языках), было не всегда хорошо. Итальянцы практически всю программу строили без слов, это было лучше.
Однако всевозможный балет, просто танцевальные номера, акробатика, эксцентрика, фокусы, музыкальные номера и пение - все это в обоих случаях было просто великолепно. Итальянцы, разумеется припасли козырную карту - оперу. В круизе был первоклассный тенор и примадонна-сопрано (впечатляющих габаритов, ессно), превосходный скрипач и несколько пианистов - это было отлично. Отдельный концерт из оперных номеров произвел сильное впечатление.
Другие развлечения у итальянцев сводились к бинго и музыке в нескольких музыкальных барах и салонах. Она была недурна и разнообразна (джаз, классика, танцевальная музыка и пр.), но и только. Аниматорская бригада без дела не сидела, но как-то это выглядело плоско, порой до пошлости. Соревнования типа "кто громче крикнет" весьма впечатляли. Еще лучше надеть на здоровенного латина с волосатыми лапищами 45-го размера юбочку, тесную майку с подкладными огромными женскими сиськами (именно так!), женский парик, бегать за ним, визжа, и щипать за задницу - это, конечно, весьма интеллигентно и смешно.
У американцев бинго тоже было, конечно, были и аниматорские изыски, но все же несколько более разумные. Плюс были разные игры и конкурсы, порой вполне интеллигентные, чего итальянцы и в виду не имели.

6. Отметим здесь и то, что американский кораблик был устроен много более разумно. Салоны, бары, всякие уголки для проведения мероприятий - короче, помещения для social life - были разнесены по разным палубам, концам, закуткам и уголкам. У итальянцев же все это было сосредоточено на пятой и шестой палубах - в итоге вся масса народу (1200 человек, если не больше) фактически все время там и толклась, перетекая вдоль анфилады помещений и создавая ощущение перманентного часа пик. Это выглядело плохо.
Кстати, италийский лайнер сильно качало, даже при спокойном море. А вот американский качало только за Полярным кругом, где таки был сильный ветер и двухметровые волны.

Дальнейшее изложение будет более критическим по отношению к сынам солнечной Авзонии.
Неприятно удивило на итальянском лайнере быстро возникшее ощущение, что организаторы круиза по мелочи (и не только по мелочи) пытаются в чем-то проехаться за твой счёт.

7. Расписание американского круиза лучшего желать просто не оставляло. Интересные места стоянок и достаточно времени для их осмотра. Итальянский же круиз, обещая не менее интересные места, на деле времени давал очень мало.
В частности, первый пункт - Амстердам, приход в 14.00, а в 19.00 - уже отплытие, причем на борту надо быть за полчаса. Ладно, мы уже бывали в Амстердаме, но что вообще можно увидеть за такое время?
Я поинтересовался на reception, почему так мало стоим, - ответили, что дольше просто нельзя. Пришлось поведать, что в предыдущий приезд в Амстердам (тоже круизный) наш кораблик стоял тут два дня (!) - хватило времени и на обзорную подробную экскурсию, и на Рейксмузеум, и на вечерний променад вдоль красных фонарей (семейная прогулка, не подумайте плохого! :)), и на поездку в Дельфт, Схевенинген и Гаагу.
Нельзя, как же! Денег жалко ребятам на портовый сбор! Ну так поднимите цену (кстати, стоил-то круиз недорого) на пару баксов - хватило бы, чтобы оплатить еще несколько часов стоянки.
Та же история повторялась и далее. Ни в одном месте мы не стояли достаточно долго. Так, в Ла-Корунье поехали, ессно, с экскурсией в Сантьяго-де-Компостела (как же пропустить такой случай!) - возвращаемся за 10 минут до отплытия, сам город не видим вообще. В Шербуре едем в аббатство Мон-Сент-Мишель (как же пропустить такой случай!) - возвращаемся опять впритык, города не видим.
Иначе как мелким жлобством такой подход к составлению расписания не назову.
Экскурсии на итальянском корабле тоже были не очень. Гиды по-английски говорили неважно, понять их было нелегко. Особенно в Бильбао, где дама фактически говорилоа на spanglish'е и приходилось переспрашивать по несколько раз.

8. Сильно не понравился и еще один итальянский прикол. Частично по техническим причинам, частично же, видимо, опять из соображений экономии, но лайнер почти везде стоял очень далеко от собственно города. Сообщение с городом организовывалось с помощью челночных автобусов (shuttle-buses), причем синьоры не стеснялись брать за это с нас бабки - где 9 евро, а в Бильбао - так и все 15. У американцев тоже бывали shuttle-buses, а пару раз лайнер стоял просто на рейде - тогда и катерки (shuttle-boats); но всегда безусловно бесплатно.
Это я тоже вынужден считать мелким итальянским жлобством (и даже не таким уж мелким).
В моем детстве про такие закидоны говорили: жухают!

9. Еще один пример мелкого жухальства - чисто итальянский подход к понятию чаевых. Для нашего удобства внедрена оч-чень занятная система, когда нас не спрашивают, а просто списывают со счета по 7 евро в день с носа. Нашим согласием никто не интересуется.
В принципе, это не так много, так что, скорее всего, так бы оно все равно и вышло; но хочется все же самому решать, кого и в каком размере благодарить. У американцев мы так и поступали, там на reception даже специальные конвертики можно было взять. Здесь же, когда я намекнул, что хочу сам распоряжаться своими финансами, мне ответили, что об этом, мол, надо было сразу сказать. Я отметил, что о том, что надо, мол, сразу говорить, нас никто не предупреждал, а так все это отчетливо напоминает рэкет. Но времени спорить уже не было.
В ту же корзинку - беспардонное приписывание ко всем счетам (в баре, прачечной etc.) чаевых в размере 15%. Без всякой альтернативы. Как говаривал незабвенный Киса Воробьянинов, одна-ако!
Не многовато ли? И ведь отказаться трудно, хотя бы психологически! Хотя, возможно, технически это и допустимо, но неудобно как-то.
Вот так они нас и нагревают.
Венцом этого дела было подкладывание в каюту листочка-уведомления, что с нас в пользу ЮНИСЕФ будет взыскано по 1 евро с носа, которые пойдут-де на развитие школьного образования в Бразилии. А кто не хочет - отметьте особо, что вы такие-сякие жадины, и сдайте листок на reception. Я, конечно, ничего не имею против ЮНИСЕФ, да и 2 евро мне ничуть не жалко, а детей Бразилии так и вовсе люблю нежно; но вот хочется мне самому решать, когда, сколько и на что жертвовать, а мелкого рэкета под благовидным предлогом терпеть не могу. В итоге - принципиально отметил, что не дам, и листок сдал.
Однако в счете эти 2 евро нам все же вписали. Тут уж я просто озлился и спросил, какого черта. Далее последовал чисто булгаковский диалог:
- Вы, наверное, листка не сдали.
- Нет, сдал.
- А, да, сдали, вот тут есть. А что, вы не любите ЮНИСЕФ?
- Отчего же, люблю, но не люблю вычетов "по умолчанию",
- Вам жалко 2 евро на бразильских детей?
- Нет, не жалко.
- Почему же вы отказываетесь сдать?
- Не хочу.
В итоге вычеркнули, однако в финальном счете опять эти 2 евро были. Это уже просто не лезло ни в какие ворота! Правда, тут вычеркнули без лишних споров и намеков.

10. Отмечу еще магазины на борту. У янки они ежедневно обновляли выкладку и торговали, кроме алкоголя, шоколада и сигарет,  множеством забавных вещичек, в том числе и очень недорогих и симпатичных. Куча всяких сувениров с названием и изображением корабля, всякая бижутерия, часы, ремни, всякие майки-фуфайки весьма приятного вида и т.п. Италийцы всю дорогу торговали одним и тем же - это были дорогущие брендовые часы (ничуть не дешевле, чем "на земле"), ювелирные изделия, парфюм, алкоголь, сигареты, шоколад. Сувениры были не интересны вовсе. В общем, барахло.

Ну вот, теперь краткое резюме.
Круиз - это хорошо. Это даже очень хорошо. В обоих случаях мы не жалели, а были довольны.
Но рекомендую все же итальянской фирмой MSC пренебрегать по возможности. Американцы лучше.
Хотя каждый решает сам...
Этот пост можно прочесть также в моем резервном блоге на dreamwidth.org.
Комментировать можно и там, и здесь.
Но здесь я чаще бываю.
Tags: Путёвые заметки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments